Я уже сказала, что это специфичная и очень неоднозначная книга, так что сейчас будет много слов по поводу. Как минимум, захватывает она достаточно, чтоб заслужить это *да-да, для чтения под температуру и в лёгком тумане было самое то*
Действительно интересно и нам читалось почти на одном дыхании, информации на "подумать" и "покопать поглубже" столько, что хватило бы на долго и долго (правда, всё это большей частью по верхам, если не касается основной темы, но в этом есть и свои плюсы). Изначально даже теряешься: для автора-то тема далеко не нова, а вот ты, читатель, попробуй догадайся, кто все эти люди, на какие обстоятельства этот туманный намёк и почему они больше не виделись после этой встречи. Но в этом и своя прелесть - особенно в самом начале, про год между Воронежом и Саматихой. Тут и Мейерхольд, и Шкловский, и целая вереница слышанных мельком и не мельком имён, которые никак не ожидал здесь встретить. Как погружение в какой-то совсем другой мир, кажущийся при этом таким настоящим и откуда-то знакомым.
При этом, когда автор не цитирует (и не пересказывает без кавычек), а говорит от себя, в тексте начинают проскакивать странные неприятные нотки, какие я часто замечаю в постах наших нынешних либералов (и которые, честно говоря, раздражают, даже если я разделяю идею). Такое вот местами чуть-чуть передёргивание, чуть-чуть сгущение красок - некритичное и сути оно не меняет. Но неприятно, да.
чуть больше
(Но да, за фразы вроде "источник информации, как водится, не приводится" отдельное спасибо. И за "нравственного садиста-особиста". Надо запомнить).
Ближе к концу много дословных повторов, но об этом автор честно предупредил ещё в предисловии. И в принципе нам это не мешало... В конце концов это не худлит, а все имена сходу не упомнишь.
Да, имена, имена, выписывать имена столбиком. Юрий Казарновский, Мария Гонта ("я редко видела такое изменчивое, всегда разное, очень привлекательное, хотя не сказать, что красивое лицо"), К.Хитров... За любую ниточку чуть потяни - везде своя отдельная история. Это, наверно, и есть основное достоинство книги.
ещё чуть больше
Что до финала самого О.М. - получается, дело всё же очччень мутное. Ну, т.е., как мне и казалось: всё на уровне "скорее всего, здесь, скорее всего, тогда (и, наверно, как-то вот так)". Впрочем, в подобной недосказанности тоже есть что-то очень своё, особенное.
Мне ещё сомнительны постоянные отсылки к "Стихам о неизвестном солдате"... Но тут сама не очень в теме, спорить не стану. Но всё же где-то я читала, что "гурьба и гурт", на которые так напирает автор, это узкие термины, обозначающие какие-то детали монеты - которую ("год рожденья") и зажимает в кулак лиргерой. Да и само это стихотворение... Почему-то не кажется, что оно о репрессиях. Скорее, именно о войне - очень масштабной, спутанной, бессмысленной... Нет, это, конечно 37й. Но если, как лучшие из поэтов, О.М. обладал толикой предвидения - почему бы и нет.