Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
00:41 

Вдогонку к старым размышлениям

фрау Рэтхен
Lass mich siegen, lass mich sterben, lass mich lieben, lass mich fliegen (c)
Что-то всё новое на почитать не заходит. У Набокова, конечно, всё отлично в плане стиля и визуальной красивости, но... Но в центре - любовная история, причём как раз из тех, что мне не нравятся. Впрочем, это только "Камера обскура"; если совсем не пойдёт, есть ещё "Отчаяние" (мб, там по-другому).
Йетс, как и всякая поэзия - вещи скорее созерцательные... Ну а Шаламов у нас для самых чёрных дней.

Так что да, про Рыбакова.
Точнее, про финал трилогии и про то, почему у меня он не вызвал никакого диссонанса.
Т.е. да, я прекрасно вижу, что в рамках жёсткого реализма вся ситуация довольно несбыточна, и "подгонял" её автор только так.
Но и на протяжении всех трёх частей подобные "подгоны" и "красивости" встречаются не раз и не два. Скажем, эпизод с чужими детьми и отходящим поездом - такое нарочитое невезение, словно специально иллюстрирующее, какой у нас хороший главгер и как ему от этого трудно живётся. Хотя на самом деле, по-крупному ему не везёт только единожды - в самом начале. Далее же каждый раз очень вовремя рядом оказываются полезные знакомые по этапу/работе, интеллигентные чекисты с внезапными гуманистическими порывами, симпатичные женщины, легко решающие проблемы главгера на новом месте, генералы Жуковы... Ну и так далее, до самого финала.
Вообще почти всем центральным героям очень везёт, не только Саше. Очень везёт Вике. Офигенно везёт Варе (с её-то манерой себя вести). Довольно странно везёт Нине (какое совпадение, у нас есть Макс, и какое совпадение, он на Дальнем Востоке). Совсем уж странно везёт Шароку.
Ну т.е. из всей компании, заявленной в начале, всерьёз не везёт только Лене. (Но ей начинает не везти с самого начала, картинно, набирая обороты).
Добавить к этому упрощение характеров во второй части - когда из полностью живых людей они начинают превращаться в чуть-чуть символы... Или даже не чуть-чуть - если вспомнить, к примеру, Будягина (чьё превращение в символ, впрочем, не мешало мне продолжать ему искренне симпатизировать).
Добавить некоторую искусственность самой линии Саши и Вари: стойкая многолетняя симпатия плюс такая же стойкая невозможность увидеться, что как-то даже уже выходит немного за рамки реализма...
После всего этого финал в стиле мм... Тристана и Изольды? ещё кого-то? Такой финал смотрится вполне органично.
Мне кажется.

@темы: книги, Дети Арбата

URL
Комментарии
2015-11-26 в 09:49 

hanna-summary
для меня финал неорганичено смотрится не потому, что неправдоподобный - в жизни еще не то бывает, в конце концов - а потому, что он в чистом виде символ, в то время как повествование - нет.
В романе перемешаны везение и невезение, совпадения и их отсутствие, правдоподобность и неправдоподобность в общем-то в жизненной пропорции (ты же сама пишешь - вот тут Саше везет, а тут не везет; этому герою уж очень везет, а этому нет), но это все в рамках реализма. А финал - символистский, из другой ткани, чем весь роман. Вот это для меня и создает диссонанс.

2015-11-26 в 09:58 

hanna-summary
примерно то, насчет чего мы в последнее время с Чарли в переписке дискутируем - о притчах и просто-книгах. Вот сама она просто книга, а финал притчевый.

2015-11-26 в 10:09 

фрау Рэтхен
Lass mich siegen, lass mich sterben, lass mich lieben, lass mich fliegen (c)
Вот для меня там почему-то много символов на протяжении всего сюжета, ещё до финала.
В первой части - нет, а начиная со второй устойчиво клонится к символизму...

URL
2015-11-26 в 10:15 

hanna-summary
может и так, но я символы "по пути" плохо считываю, может настроилась уже от первой книги на реализм и всё тут. И вдруг бабах по голове не просто мелким символом, а из мега-пушки какой-то.

   

Я разобьюсь, побеждённая своею победой

главная