02:44 

Ещё чуть-чуть про Д.А.

фрау Рэтхен
Lass mich siegen, lass mich sterben, lass mich lieben, lass mich fliegen (c)
Первая книга - 1966-1983, вторая - 1988-1990. Семнадцать лет против двух, учитывая, что вторая даже несколько длиннее. Ну, это многое объясняет. И более схематичные описания переживаний (прежде всего, главных героев), и несколько более небрежный текст в целом (все эти шоферА, прожекторА внезапно начали резать слух... не, ну "шофера" в разговорной-профессиональной речи - нормально, но остальное...), и большие, сбивающие с толку временные скачки при переходе от одной сюжетной линии к другой, и тяготение исторических глав то ли к хронике, то ли к отчёту... (Повторить практически в одних и тех же выражениях схему "их пытают, пытают, и потом они сознаются" в десяти абзацах кряду, изменяя только имена собственные - автор, ну зачем же так. даже мне надоело)
Притом, что по-прежнему есть и очень сильные моменты - одни разговоры Вадима с Альтманом чего стоят. А сон с сундуком и стуком в дверь - от этого внезапно веет такой жутью, что самому хочется куда-то бежать и прятаться.
А, да, и манера перескакивать "из головы" одного персонажа "в голову" другого в течение одной сцены) Сейчас это почему-то считается моветоном, а ведь создаёт очень интересный эффект. Этакая полифония в режиме реального времени. Иногда образуются, правда, непонятки по типу "это В действительно так думает или это А думает, что В так думает?" Но если соблюдать такт... Интересный приём, жаль, что в наше время уже не котируется.

@темы: попытка размышления, книги, Дети Арбата

URL
Комментарии
2015-07-20 в 09:35 

hanna-summary
ты внимательно читаешь! я видимо не так внимательно, особой небрежности не заметила. Ну и мне кажется что срок работы над первой книгой - это не непрерывная работа. Это скорее просто срок "от начала до окончания", но писал-то в стол, спешить было некуда.
А схема пытают-сознаются она такая... вечная. Для меня ее повторение сильно действует на создание общей атмосферы страха.

2015-07-20 в 09:45 

hanna-summary
кстати, по сумме всех дистанций, мне Рыбаков не кажется очень сильным писателем или очень интересным стилистически. я сейчас вот залпом прочитала аж девять его книг - три части ДА, три части серии про Кроша и Кортик-Птица-Выстрел.
Но ДА это такое мощное свидетельство эпохи, что я даже не берусь его оценивать с литературной т.зрения. Хотя финал ((

2015-07-20 в 16:58 

фрау Рэтхен
Lass mich siegen, lass mich sterben, lass mich lieben, lass mich fliegen (c)
спешить было некуда.
Вот!
Т.е. да, я понимаю, что наверняка он не все эти годы работал непрерывно, но было предостаточно времени что-то обдумать, что-то исправить... А во второй, особенно начиная с середины, такое ощущение, что автор куда-то торопится, боится не успеть. Главное - нужную идею выразил, да так ещё, чтоб все точно поняли, никаких непоняток не осталось, а как это выражено - уже не столь важно.

Про небрежность - ну, чего-то особо бросающегося в глаза, пожалуй, что и нет. Но общее ощущение некоторой сыроватости, неприглаженности текста - особенно на контрасте с первой книгой. Там-то всё было замечательно, на мой взгляд (ну, почти всё).

Для меня ее повторение сильно действует на создание общей атмосферы страха.
С одной стороны - да. Но когда это повторяется по кругу пять-шесть раз на одной странице с разными именами и датами... У меня почему-то вся атмосфера сменяется на "автор, мы поняли, мы, честное слово, уже поняли".

Но ДА это такое мощное свидетельство эпохи, что я даже не берусь его оценивать с литературной т.зрения.
Это да...
Тут, наверно, ещё следует учитывать, что ДА - одно из первых в своём роде. И то, что сейчас кажется общеизвестным и "где-то уже бывшим" тогда ещё особо не было известно.
*но всё же это не мешает первой книге быть лучше с лит.т.зр.))*

URL
     

Я разобьюсь, побеждённая своею победой

главная